Маркетинговое исследование рынка – это не просто данные и диаграммы, это важная, я бы даже сказала, ключевая часть бизнеса. Большинство потерь и убытков связано с незнанием или с неправильной интерпретацией ситуации на рынке – компания тратит усилия, деньги, выбрав точку приложения, которая не сработает или сработает не так, как планировалось, в силу разных причин. Поэтому, прежде чем что то делать, необходимо вопрос изучить более детально.
Сегодня рынок переживает трансформацию товаропроводящих путей – это главный бизнесовый тренд! И горе тому, кто не увидит изменений и не перестроит свои процессы. И здесь без маркетинговых исследований рынка никак!
У многих компаний есть опыт проведения маркетинговых исследований рынка и он либо негативный (компания получила ложные данные и хорошо, если это сразу увидела и не предприняла никаких действий), либо нейтрально – пустой (информация, которая и так известна).
Как правильно заказывать маркетинговое исследование рынка?
- Исследование нужно заказывать во – время
Анализировать рынок со стабильной периодичностью – это привычки «здорового» бизнеса. У меня есть клиенты, которые ежеквартально мониторят ключевые для своего бизнеса показатели и им не нужны мозговые штурмы и «прорывные решения» – они стабильно держат свою долю рынку.
2. Исследовать нужно конкретную задачу
Даже если Вы не можете ее сформулировать, Вам ее должен сформулировать исполнитель. Исследовать все подряд бессмысленно! Я иногда встречаю в маркетинговых отделах своих клиентов такие исследования – 100 страниц пролистал и ничего не узнал.
История одного проекта:
Ко мне обратилась строительная компания из Днепра, которая занимается торкетированием (реставрация зданий и сооружений). Они подбирали подрядчика на маркетинговое исследование. У них на руках уже были десятки коммерческих предложений, но что то им подсказывало, что деньги будут потрачены, а эффективность сомнительна. Интуиция их не обманывала – им не нужно было изучать строительный рынок в целом, и, рынок торкетирования, в частности! После второй чашки кофе, представители компании сформулировали вопрос: «Мы хотим оказывать услуги торкетирования в Днепре. У нас все есть, но прежде, чем прилагать усилия и тратить деньги на продвижение, нам нужно понимать конкуренцию и правила игры». Все!
Техзадание, методология, бюджет и сроки маркетингового исследования были определены сразу на встрече.
Оставьте общие исследования ученым. Формулируйте четкие вопросы к маркетинговому исследованию- чем больше простой конкретики, тем лучше результат!
3. Персонализируйте исполнителя
На мой взгляд персонализация обслуживания на рынке услуг – это очень важный момент, который почему то многими упускается из виду. Когда мы идем к врачу или парикмахеру, мы же, как минимум, звоним знакомым и просим порекомендовать специалиста. Почему Вы думаете, что любой человек в маркетинговом агентстве может Вам рассказать о бизнесе больше, чем Вы знаете сами? У Вас что такой примитивный бизнес? Смотрите не на маркетинговое агентство – агентство это вывеска, стулья, столы… Проекты делают люди и качество исследования зависит не от портфолио маркетингового агентства, а от опыта и экспертизы конкретного исполнителя. Поинтересуйтесь кто этот человек! Поговорите с ним о своем рынке – если он специалист, он сможет с Вами обсуждать Ваш вопрос без предварительной подготовки. В противном случае, Вам продаст услугу клиент – менеджер, а делать работу будет рядовой маркетолог (в большинстве агентств большая текучка кадров и очень посредственный персонал).
4. Обсудите источники информации и методологию
Для того, чтобы изучить рынок надо ехать в поля. В кабинетах нет ничего, кроме пыли и больных фантазий. Я провожу в командировках 80% рабочего времени и всегда поражаюсь уровню осведомленности некоторых отделов маркетинга – люди занимаются продвижением, разработкой продуктов, ценообразованием и проч., и никогда не выезжают за пределы офиса.
Официальные данные, расчеты нужны, но это дополнение, а не основная информация. И, конечно, ни в коем случае нельзя использовать обзоры, интервью и проч. – ни один человек в здравом уме и твердой памяти не расскажет Вам правду о рынке, о бизнесе, тем более это не сделает копирайтер экономического портала, который закончил пединститут и подрабатывает написанием статей (по 10 -15 статей в день). Когда мне показывают какие то статьи с цифрами – я всегда прошу убрать эту информацию, т.к. нельзя обсуждать серьезные вопросы, опираясь на украинские СМИ. В Украине нет деловой журналистики и нет экономических обозревателей, поэтому никакой «вторичной» информации в маркетинговых исследованиях.
5. Посмотрите на рынок «чужими глазами»
Есть люди для которых проводить маркетинговые исследования – это профессия. Они делают это быстрее, профессиональнее, точнее и дешевле, чем собственный отдел маркетинга (это навык, отточенный в многократном повторении). Ценность профессионала в том, что он делает маркетинговые исследования заказчикам из разных отраслей и хорошо ориентируется в смежных рынках. А это очень важно сегодня – Вам нужны новые рынки, новые сегменты, новые услуги, новые подходы к бизнесу и опыт других компаний.
Будьте в курсе! И заказывайте маркетинговые исследования правильно!