О роли PR в прозрачном мире
30.11.2021

Мы уже привыкли к изменениям и к стремительно меняющимся технологиям, но те процессы, которые сейчас происходят в информационном поле, имеют глобальное значение и масштаб!

В последнее время мы живем с ощущением тотальной лжи вокруг нас – об этом много разговоров. Это вызывает беспокойство и тотальное недоверие ко всем институтам. Но мир не стал циничнее, он просто стал более публичным! Вспомните политиков – их всегда обвиняли во лжи. Неужели политик лжет больше, чем, например, продавец колбасы или торговец подержанными машинами? Нет, конечно. Просто политики всегда публичны, все что они говорят фиксируется, а потом обсуждается большим количеством людей. 

С приходом информационной эпохи, все оказались в большом стеклянном  доме  и, казалось бы, в такой реальности может выжить правда и только правда, но все работает не так!

Что принесла нам информационная эпоха? Ее главный и самый глобальный тренд – это утрата монополии на публичность! Мы наблюдаем крушение идеалов, постулатов, иерархических институтов, репутаций… и это только начало. Я не люблю исторические аналогии, но появление социальных сетей, которые на сегодняшний день, уже главный источник информации, мне напоминает историю с появлением книгопечатанья. Что произошло, когда Гутенберг изобрел печатный станок? Церковь утратила монополию на печатное слово и монополию на дискурс, потому что первой печатной литературой, в большей массе, были не религиозные произведения, а ноты и порнография. Многие историки считают, что сегодняшняя политическая карта мира образовалась благодаря книгопечатанью – производство религиозных книг на национальных языках привело к разрушению единого церковного мира. 

Итак, Гутенберг разрушил старый мир и  то же самое сделал Цукерберг. До появления соцсетей и в демократическом, и в тоталитарном мире, были  «держатели» дискурса – государство, ученые, корпорации и проч. и была аудитория. Социальные сети дали возможность производить контент абсолютно всем, размножив таким образом источники информации. 

Но парадокс в том, что когда у тебя много источников информации, много фактов, мир не становится понятнее – при таком количестве фактов, установить истину просто невозможно. И люди, собственно говоря, не стремятся к истине. Главное, что нужно понимать про информационное поле – никто не ищет правду! Потребитель контента разделяет эмоции и взгляды производителя контента – это формула PR. Многие ученые и общественные деятели предвидели этот «прозрачный» мир, но большинство из них думали, что это будет мир, в котором невозможен обман, но этого не случилось. Девальвация правды и растворение истины только нарастает.  И, как я уже говорила выше, это ведет к тревоге и недоверию (неслучайно психиатры рекомендуют проводить меньше времени в сети и не злоупотреблять информацией). Но бизнес больше интересует вопрос доверия, а не психического здоровья. Именно доверие сегодня важный актив бизнеса и ключевая ценность PR. Высокая конкуренция, избыточные мощности и тревожный потребитель – вот что сегодня делает PR ключевым инструментом бизнеса. Уровень доверия замеряют и социологи, и маркетологи – это далеко не абстрактное явление, как может показаться на первый взгляд. Существует прямая корреляция между уровнем доверия и уровнем экономического успеха. Чем больше Вам доверяют, тем дороже Вы стоите, потому что доверие – это важное условие осуществление любой транзакции в бизнесе. При низком уровне доверия Вам придется больше тратить на продвижение, безопасность и проч. И я напоминаю, что потребитель не занимается факт – чекингом – он либо доверяет Вам, либо нет. 

Иногда бизнесу кажется, что потребитель безгранично доверчив – он смотрит телевизор, голосует за политиков, на которых клейма ставить негде… и возникает иллюзия, что the plebs lap it up (фраза, которую в 90-х поп исполнитель, Богдан Титомир перевел, как «пипл хавает», что стало обозначением дурновкусия и неразборчивости населения). Но голосование на выборах и «голосование рублем» – это очень разные истории. Поэтому, нет другого пути для бизнеса, кроме как, выстраивать доверительные отношения с потребителем. А делать это в информационном мире можно только через информацию – чем мощнее Ваша информационная доминанта, тем конкурентоспособнее Ваш бизнес! Можно сказать, что конкуренция перешла в информационное поле. По каким правилам разворачивается конкурентная борьба в этом поле – это отдельная история, но она, безусловно будет нарастать. 

Жить в информационную эпоху очень дискомфортно и некоторые компании не хотят помещать себя в «стеклянный домик» – они предпочитают не участвовать во всем этом «прогрессе», а сторожить свою конфиденциальность, какую то особенность и не публичность. В этом случае, можно через какое то время обнаружить себя  в  углу рынка, мимо которого протекают «голубые океаны», но в угол ничего не затекает.